Меню Поиск Разместить Избранное Кабинет

Сделают ли паспорта фасада город лучше?

Красноярск — пионер среди сибирских городов. Пока в столице Универсиады 2019 спешно наводят лоск на самые посещаемые улицы, остальные сибирские муниципалитеты только вступают на тернистый путь городского благоустройства.

Времена, когда горожане или управляющие компании сами решали, в какой цвет покрасить дом и где повесить рекламный баннер, остались в прошлом. Теперь местные власти определяют, как будут выглядеть улицы города. Правила благоустройства многих российских городов строго регламентируют размещение рекламы и обязывают для каждого дома разработать колористический паспорт или паспорт фасада. Но делать это горожане не спешат.

Основная проблема, как водится, в деньгах. Сменить вывеску, переоформить вход и витрины магазина согласно стандарту, перевесить кондиционеры и антенны — это немалые расходы. Не говоря уже о том, что сам паспорт фасада обходится собственникам в десятки тысяч рублей. Общие для разных городов проблемы визуальной среды города стали предметом обсуждения на Красноярском городском форуме.

Без особых успехов, но муниципалитеты работу в этом направлении ведут. Действуют и штрафами, и убеждением. Пока что самый действенный способ привести в порядок рекламные конструкции — отказывать в согласовании тех, которые не соответствуют паспорту фасада, убеждаются власти сибирских городов. Поэтому среди немногочисленных зданий, которые уже обзавелись паспортом, преобладают нежилые постройки.

Новосибирск приведут в порядок перед чемпионатом по хоккею

В Новосибирске норма о паспортах фасадов существует уже шесть лет. Когда в 2012 году паспорт включили в правила благоустройства, четкого понимания, для чего составляется и что содержит этот документ, не было. Только в 2017 году в правилах благоустройства появились запреты на оклейку стекол, отделку сайдингом, фрагментарную окраску первых этажей вокруг окон и входов, размещение банкоматов и кондиционеров на главных фасадах и т. д.

Сейчас в Новосибирске немало зданий, где практически 90 процентов фасада занято рекламными конструкциями. Собственников очень тяжело убедить сократить эту площадь в три — четыре раза — до положенной нормы. В 2019 году мэрия готовится сделать требования к наружной рекламе еще строже.

«Мы предполагаем в будущем году запретить размещение крупных рекламных конструкций с использованием баннерной ткани вообще, — сообщил начальник отдела дизайна городской среды департамента строительства и архитектуры администрации Новосибирска Иван Фаткин. — Невозможно будет разместить рекламные конструкции без внутреннего подсвета. Эта работа в начальной стадии, но успехи уже есть, мы видим освобождающиеся фасады, большое количество жилых зданий уже очистилось от крупноформатных баннеров».

У городских властей нет рычагов давления на собственников, чтобы преобразить Новосибирск одномоментно. Все вывески и рекламные конструкции имеют выданные на пять лет вперед разрешения, поэтому их будут упорядочивать постепенно: при замене, при смене арендатора и т. д.

Сейчас готово 330 паспортов фасада для 140 жилых домов и 190 нежилых зданий. Всего в городе паспортами фасадов обзаведутся более 12 тысяч домов. Пока же паспортизация идет очень вяло, отмечают в мэрии, даже притом что собственников наказывают за отсутствие паспортов. Так, в 2017 году выдано порядка 60 предписаний. Максимальный штраф для юридического лица — 20 тысяч рублей.

Если в Красноярске фасадами стали серьезно заниматься накануне Универсиады, то у Новосибирска тоже есть внешний стимул поработать над городской средой. Через четыре года в городе пройдет молодежный чемпионат мира по хоккею. К этому моменту власти планируют привести его внешний облик в порядок, начиная с гостевых маршрутов, а это минимум две тысячи домов. До конца 2018 года мэрия утвердит новый стандарт оформления паспортов фасадов.

«Мы выделили маршруты, по которым предполагаем в первую очередь приводить фасады и благоустройство в соответствие с новыми требованиями, — рассказал Иван Фаткин. — Сейчас сформируем адресный перечень зданий, которыми нужно заниматься в первую очередь. Мы это делаем совместно с администрациями районов. Работа тяжелая, поскольку в основном город Новосибирск, все его магистрали имеют застройку 1959–62 годов — «хрущевки» с множеством пристроек, самовольных входов и т. д.».

Историческое лицо Иркутска освобождают от рекламы

В Иркутске для многих улиц города, в том числе в историческом центре, уже определены колористические решения фасадов, материалы и т. д. С каждым годом к ним добавляются все новые улицы. Стандарты распространяются не только на объекты культурного наследия, но и на новые здания, которые строят в исторической среде. При этом в границах исторического поселения от этих норм отклоняться нельзя.

Каждое здание Иркутска должно получить согласованный паспорт фасада до конца 2020 года, планируют городские власти

Основные недочеты внешнего вида города типичны — это реклама на фасадах зданий и фрагментарная отделка фасадов там, где на первых этажах размещены коммерческие помещения. Муниципалитет рассчитывает решить их с помощью паспортизации фасадов. Их вводят для всех зданий, кроме частных домов и памятников, с января 2019 года. Начиная с 2019 года размещать рекламу и информационные вывески на доме или красить стены не разрешат, пока для него не будет утвержден паспорт фасада. Каждое здание Иркутска должно получить согласованный паспорт фасада до конца 2020 года, планируют власти.

Жители города реагируют очень положительно, когда дома в исторической части перестают быть рекламными носителями и во всей красе раскрывают свою архитектуру, отмечает начальник управления архитектуры и градостроительства Иркутска Олеся Куцакова. Например, этим летом со здания ТЮЗа на улице Ленина, полностью завешенного афишами, сняли все несогласованные афишные установки. Это вызвало массу одобрительных отзывов в СМИ и соцсетях.

В работе над обликом Иркутска активно участвует общественность. Подтверждение тому — набирающий в городе популярность так называемый фасадник, когда в выходной жители берут кисти и краски и приводят в порядок деревянные дома, которых много на центральных улицах.

В пример сознательного отношения жителей к городской среде часто приводится Тюмень. Стратегия города направлена на создание комфорта для его жителей, особенно молодых людей с детьми. Здесь мэрия сумела выстроить диалог с горожанами и активно обсуждает с ними проекты благоустройства и реконструкции общественных пространств, сообщил директор департамента градостроительства и земельных отношений администрации Тюмени Дмитрий Иванов.

В этих обсуждениях вместе с гражданами участвуют общественные организации, эксперты и бизнес. В городе работает портал «Я решаю!», куда администрация выносит спорные вопросы городского благоустройства и получает там обратную связь от жителей. Помимо муниципальных властей благоустройством отдельных городских территорий занимаются социально ориентированные компании, которых в Тюмени немало.

Как заботятся о фасадах голландские бизнесмены

Голландцы бережно относятся к облику исторического центра, во многом сформированного памятниками архитектуры. В отличие от нашей страны, в Голландии муниципалитет не устанавливает правила оформления фасадов единолично, а вырабатывает общие решения вместе с предпринимателями. Бизнесменам, которые хотят привлечь внимание к своему предприятию, специалисты рассказывают, как вписать рекламу в общегородское пространство, чтобы не нарушить облик города.

«Дискуссии, которые мы проводили с предпринимателями, приводили к тому, что были сформулированы правила: на какой высоте разрешено размещать рекламу, какой процент фасада здания можно закрыть рекламными конструкциями. При этом мы совместно с предпринимателями стараемся разработать некие правила унификации, чтобы все, кто желает размещать рекламу, были вынуждены следовать существующим правилам», — рассказывает городской планировщик голландского архитектурного бюро SVP Маарчье Лаусман.

Если предприниматели готовы инвестировать во внешний вид фасада здания, где находится предприятие, то администрация в свою очередь вкладывает деньги в улучшение пространства вокруг. Например, устанавливает хорошее освещение. Таким образом, власть и бизнес находят решения, выгодные для обеих сторон.

Красноярские депутаты против паспортов фасадов

В Красноярске, который продвинулся в работе над фасадами чуть дальше соседей, тем временем назревают протестные настроения. Они исходят не только от владельцев коммерческих помещений на центральных улицах, которым пришлось снять баннеры, поменять вывески и оформление витрин. В декабре депутаты горсовета предложили освободить красноярцев от обязательства оформлять паспорта фасадов зданий. Основная претензия к этому документу связана с тем, что платить за его изготовление должны сами жители. Более того, в паспортах усмотрели коррупциогенную составляющую. Как объясняют эксперты, нигде не зафиксировано, как должен выглядеть этот документ в конечном итоге, поэтому согласование паспортов зависит от позиции и желания чиновников.

Тот рывок, который Красноярск сделал, готовясь к международным студенческим играм, вероятнее всего, определит его облик на ближайшие годы. Пока мы не дорастем до бережного и уважительного отношения голландцев к городской среде, дальнейшие улучшения будут происходить эволюционно и малозаметно.

Фасад здания после ремонта (Красноярск, ул. Ленина, 131)