Средние цены на новое жильё в Иркутской области за 11 лет выросли в 2,5 раза
Если в 2010 году квадратный метр в новостройках стоил 39400 рублей, а на вторичном рынке – 37100 рублей, то в 2021 году средняя цена «квадрата» составила 96800 и 69100 рублей соответственно. Об этом сообщается в материалах Контрольно-счётной палаты Иркутской области.
Анализ стоимости жилья свидетельствует о его ежегодном росте за исключением 2014-2015 годов, когда она несколько снизилась. В целом динамика средних цен за 1 квадратный метр общей площади квартир на рынке жилья за 11 лет по Иркутской области свидетельствует о её росте в 2,5 раза на первичном рынке жилья и почти в два раза – на вторичном.
– Снижение стоимости жилья в период 2014-2015 годы обусловлен экономическим кризисом 2014 года. Резкий обвал курса рубля в конце 2014 года привел к ажиотажному спросу на недвижимость как попытке сохранить накопленные населением средства. Последующее ослабление рубля привело к спаду реальных доходов населения, и во втором полугодии 2015 года уже отмечено снижение средней цены 1 квадратного метра для поддержания темпов продаж. Кроме того, снижение цены на жилье в тот период обусловлено целым рядом причин: сокращением спроса, снижением темпов строительства, уменьшением рублевых цен, которые с учетом падения уровня жизни фактически выросли для большинства покупателей и т.д. – отмечается в документах КСП.
При этом, согласно официальным данным, представленным Иркутскстатом, несмотря на ежегодное увеличение объёмов ввода жилья, этот рост достигается за счёт жилья, построенного и введённого населением. Доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительством жилья неуклонно растет: с 33,2% в 2017 году до 75,4% – в 2021 году. При этом с 2017 года наблюдается снижение объемов жилья, введенного строительными организациями.
Аналитики отмечают, что ставящиеся правительством Иркутской области задачи по увеличению объёмов строительства и снижению стоимости не достигаются, в том числе, потому что власти не учитывают, во-первых, дефицит земельных участков, как для массовой застройки, так и для индивидуального жилищного строительства, во-вторых, комплексное развитие территории.
– В этой связи первоочередными мерами должны быть мероприятия по обновлению документов территориального планирования, которые позволят запустить механизм градостроительной реализации государственных и муниципальных программ Иркутской области, – говорится в докладе Контрольно-счётной палаты.