Меню Поиск Разместить Избранное Кабинет

Путешествие в Объединенные Арабские Эмираты | Дубай – жемчужина ОАЭ

23791
11 мая 2018 г.
Архитектура и строительство

Государство Объединенные Арабские Эмираты по мировым меркам еще не вышло из младенческого возраста. Образованная 40 лет назад, с того момента, когда Великобритания ослабила контроль над государствами Персидского залива и вывела с их территории свои войска, федерация из семи княжеств-эмиратов за несколько десятилетий привлекла огромный поток инвестиций и явила миру бурный экономический рост. Его олицетворением служит словно наколдованный джинном на месте прежней деревни ловцов жемчуга суперсовременный мегаполис Дубай — настоящая жемчужина в короне ОАЭ.

Один из крупнейших финансовых и туристических центров Ближнего Востока, точка пересечения торговых путей Европы, Азии и Африки в стратегически выгодном месте на побережье Персидского залива, Дубай — самый крупный эмират ОАЭ по численности населения (здесь проживают 2 млн человек) и второй после Абу-Даби по площади (4114 кв. км). Он протянулся вдоль побережья Персидского залива на 72 км.
Сегодня по темпам развития одноименная столица эмирата занимает лидирующие строчки мировых рейтингов. Согласно данным шестого ежегодного издания The Wealth Report-2012, подготовленного международной консалтинговой компанией Knight Frank и Citi Private Bank, Дубай был назван в числе перспективных городов наряду с китайскими Пекином, Шанхаем и бразильским Сан-Паулу. Именно эти города эксперты оценили как сильнейших претендентов на влияние в будущем.

Между тем до 40-х годов ХХ века на песчаном побережье на месте нынешнего мегаполиса было скромное поселение. Условия обитания у местных жителей были весьма суровы — чтобы выжить, они добывали в море жемчуг, а затем обменивали его на пищу. Но с тех пор как в Японии открыли технологию выращивания жемчуга искусственного, спрос на натуральный стал стремительно падать. Население осталось бы на грани нищеты, если бы в морских недрах не открылись новые богатства, значительно более ценимые в современном мире. Вместо перламутра здесь стали добывать «черное золото», так Дубай получил мощный импульс развития.

Справедливости ради отметим, что не нефтью единой живет этот эмират, ведь на его территории ежедневно добывают менее 10% от общего объема ОАЭ. Выгодное географическое положение Дубая предопределило его роль в транспортной системе торгующего нефтью государства. Дело в том, что прибрежную линию эмирата прерывает узкая длинная выемка пролива Крик. Мореплаватели и рыбаки с древности облюбовали его в качестве удобной и безопасной гавани для судов всех категорий, и спустя столетия Дубай этой функции не утратил, а, наоборот, развил ее: сегодня городской порт Jebel Ali, который не без оснований называют лучшим из портов Персидского залива и крупнейшей в мире искусственной гаванью, превратился в свободную экономическую зону — территорию беспошлинного импорта, где даже нерезиденты могут оформить предприятие в собственность и работать, пользуясь дешевой электроэнергией и развитой инфраструктурой крупного морского транспортного узла. Как раз на базе портового бизнеса развилась крупнейшая государственная инвестиционная компания Дубая Dubai World, распространив затем свое присутствие на сферу энергетики, финансово-банковской сферы и развлекательного бизнеса.

Вавилон нашей эры

Бизнес-центр в ДубаеС арабского языка топоним Дубай переводится как «саранча». Имя город получил давно, но в современном контексте случилось его любопытное переосмысление: как только на экономический подъем развивающегося на всех нефтяных парах эмирата обратили внимание соседние государства, на его территорию подобно этим насекомым в надежде поживиться слетелись тысячи иностранцев. Сейчас подавляющее большинство жителей города составляют экспаты — граждане других стран, иностранные специалисты, иначе говоря, трудовые мигранты, занятые во всех сферах деятельности, начиная от вкалывающих на многочисленных стройках индусов и пакистанцев до топ-менеджеров, возглавляющих представительства крупнейших европейских компаний. Повсюду: на улицах, в транспорте, в ресторанах, торговых и развлекательных центрах звучит речь на множестве языков, со всех сторон вас окружают люди разных национальностей. Среди персонала гостиниц, заведений торговли и общепита хорошим тоном считается не только безукоризненное владение поистине интернациональным английским, но и знание расхожих фраз на других распространенных европейских языках, в том числе и на русском. Особенно уважают нашего брата на восточных базарах, в районе золотого рынка и точек, где продают меха. Здесь вы почувствуете себя как дома в окружении вездесущих выходцев из кавказских республик. Кстати, владеющие русским продавцы встречаются и в дорогих бутиках: хотя цены на брендовые товары здесь на уровне московских, но распродажи случаются чаще. Dubai shopping festival — прекрасный повод для шопоголиков, загипнотизированных магическими формулами % off и sale, приобрести качественную вещь, пусть даже, как происходит во всем мире, цена на нее, прежде чем вдвое упасть, возрастает в три раза.

Градостроительные особенности

Человеку, попадающему в Дубай впервые, в глаза бросается строгая и геометрически правильная организация городских кварталов, возможная благодаря равнинному рельефу местности — Аравийской пустыни. Расположенный на побережье город вытянут вдоль проложенной параллельно береговой линии основной транспортной магистрали имени отца-объединителя Эмиратов шейха Заеда. Такая пространственная ориентация диктует мегаполису четко сегментированную ячеистую структуру жилых и общественных зон.

К освоению современных районов города власти подходят комплексно, а это значит, что, прежде чем территорию застроят домами, там появляется не временная, а полноценная улично-дорожная сеть, к каждому участку организованно проводят инженерные коммуникации, неважно, найден ли уже для него застройщик. Благодаря такой предусмотрительности бесконечные строительные работы то здесь, то там не причиняют особых неудобств жителям и туристам. Любопытное зрелище представляют новые кварталы Дубая: между рассредоточенными по участку там и сям, далеко отстоящими друг от друга зданиями рассеяны пустые квадраты земли, вернее, песка, а между ними проходят безлюдные пока улицы, тротуары которых загодя, еще до появления пешеходов вымощены брусчаткой.

Радикально, но по-своему рационально решается судьба зданий, отслуживших свой короткий век. Понятия капитального ремонта в Дубае не существует — устаревший дом попросту сносят, поскольку земля здесь очень дорога, а его обитателей переселяют в новое жилье. Обычно на его месте через некоторое время возносит в небо десятки этажей новый элегантный небоскреб, так что проблем с рентабельностью проектов расселения у местных застройщиков не бывает.

Условия покупки недвижимости

В 2006 году было законодательно оформлено разрешение наследного принца Дубая и вице-президента ОАЭ шейха Мохаммеда Бин Рашида Аль Мактума продавать землю и жилье иностранцам в подвластном ему эмирате в полную собственность, так что теперь граждане иностранных государств, не являющихся членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC), имеют право напрямую приобретать недвижимость в Дубае в полную собственность.

Freehold — это безусловное право собственности на недвижимость, которое подразумевает право распоряжаться ею по своему усмотрению (продавать, сдать в аренду, передать по наследству). Правда, на таких условиях иностранцы могут приобрести не любую недвижимость, а только расположенную на определенных законодательством участках, в так называемых freehold-районах. Указ Правителя Дубая № 3 от 2006 года отнес к ним практически всю территорию «нового Дубая», включая такие популярные районы, как Dubai Marina, The Palm Jumeirah, Emirates Living, Jumeirah Lakes Towers, Downtown Dubai и другие.

Контроль за соблюдением законодательства в строительной отрасли в Дубае возложен на специальное Управление по регулированию рынка недвижимости (RERA). В частности, оно отвечает за регистрацию проектов недвижимости, а также за обязательную регистрацию застройщиков, агентств недвижимости и самих риелторов.

Вместе с жильем собственникам недвижимости в Дубае достается вид на жительство — неограниченный въезд и выезд, притом что в стране они могут находиться сколь угодно долго. Так называемая резидентская виза выдается на три года с последующим продлением и распространяется на владельца недвижимости (мужчину), его супругу, сыновей, не достигших совершеннолетия, и незамужних дочерей. Кстати, права на работу этот документ не дает.

Спрос на жилье в Дубае

ДубайС тех пор, как иностранцы получили право покупать в эмирате недвижимость, жилье в Дубае строится повсеместно. Причем в районах с оживленным движением, расположенных в местах деловой или торговой активности либо часто посещаемых (Dubai Marina, Jumeirah Lake Towers, Down Town Dubai), предпочтение застройщики отдают многоэтажным проектам, где расположены как квартиры экономкласса — студио площадью 40 кв. м, — так и просторные luxury апартаменты в нескольких уровнях с шикарным видом из окон, с открытыми террасами, садами и бассейнами. Более уединенные уголки города вблизи воды или густо озелененных парков занимает малоэтажное жилье — виллы и таунхаусы (например, The Lakes или The Palm Jumeirah).

Для примера изучим на сайтах риелторских фирм Дубая предложения и цены на малогабаритное жилье, по характеристикам сопоставимое с самыми востребованными у красноярцев объектами зарубежной недвижимости в Таиланде и Болгарии. Квартира-студио в районе Jumeirah Lake Towers площадью 41 кв. м стоит 100 тыс. долларов (2,4 тыс. долларов за 1 кв. м), квартира площадью 69 кв. м с одной спальней в том же районе обойдется в 150 тыс. долларов (2,2 тыс. долларов за «квадрат»), студио в районе Dubai Land площадью 51,3 кв. м продается за 72,6 тыс. долларов (1,4 тыс. долларов за 1 кв. м), в районе Discovery Gardens студио и апартаменты с одной спальней площадью до 80 кв. м можно купить по сходной цене — до 100 тыс. долларов. Иной порядок цен на жилье в центрах деловой активности. Так, в Burj Khalifa, самом высоком здании мира, апартаменты с одной спальней площадью 102,5 кв. м на 85 этаже с балконом, выходящим на фонтаны, обойдутся в 1,079 млн долларов (10,5 тыс. долларов за 1 кв. м).

До кризиса дубайская недвижимость была очень популярна у россиян — по данным агентства недвижимости IntermarkSavills, 70% от объема сделок в Дубае в 2007 году заключали наши соотечественники. Экономические трудности и падение спроса привели к замораживанию многих проектов, однако благодаря финансовой поддержке правительства Дубая крупные девелоперы смогли возобновить работы на стройплощадках. Такие внешнеполитические потрясения, как война в Ираке и теракты 11 сентября 2001 года, тоже оказали свое влияние на спрос на недвижимость Дубая — почуяв опасность для своих капиталов, арабы репатриировали в страны Персидского залива миллиарды долларов.

Тем не менее по сравнению с докризисным состоянием рынка эксперты констатируют 50-процентное падение цен. Эта тенденция изменила портрет покупателя жилой недвижимости: на первый план вышли конечные потребители, приобретающие жилье для собственного проживания или с долгосрочными инвестиционными интересами. У этой категории инвесторов свои приоритеты. Для них важнее не сэкономить на стоимости квадратного метра, а приобрести качественно построенный объект в районе с хорошей транспортной доступностью и развитой инфраструктурой.

Закон суров…

ДубайНесмотря на открытость инновациям, страна по-восточному консервативна. Как это принято в нефтедобывающих странах, валюта Объединенных Арабских Эмиратов — дирхам — официально привязана к доллару США с 1983 года. С этого момента официальный курс эмиратского дирхама к доллару не менялся, и до сих пор в обменных пунктах за один американский доллар дают 3,65 дирхама.

Объединенные Арабские Эмираты признаны лучшей для проживания арабской страной, также попавшей в рейтинг 50-ти лучших стран мира, по версии компании Legatum Institute. В своем исследовании, охватившем 104 страны, в которых совокупно проживает порядка 90% населения мира, эксперты независимого экспертного совета из Лондона оценивали каждую страну по нескольким показателям, включая экономические, социальные, показатели безопасности, гражданской свободы, общественной жизни и отношение к иммигрантам. Наиболее высокие оценки Эмираты получили по показателям безопасности, опередив США, Британию, Германию и Францию. Согласно исследованиям Legatum Institute, ОАЭ занимают 18-е место в мире по показателю личной безопасности. В Арабских Эмиратах отмечается один из самым низких показателей количества убийств на сто тысяч человек населения в мире.

Законы здесь строгие, но в них залог прославленного эмиратского порядка. Приехал сюда погостить или поработать — будь добр, уважай приютившую тебя страну. К иммигрантам арабы проявляют изрядную толерантность — возможно, потому что у себя на родине оказались в явном меньшинстве по сравнению с гигантской толпой «понаехавших». Специально для туристов власти Дубая разместили на туристическом портале правила поведения в эмирате, исходя из местных обычаев.
Главный момент, который вызывает недовольный ропот иностранной братии, — запрет на спиртные напитки. Курить, употреблять алкоголь в публичных местах или пребывать в нетрезвом виде в Дубае строго запрещено. Алкоголь доступен в барах и ресторанах отелей, остальные заведения общепита предлагают только безалкогольные напитки. Иностранцам советуют быть внимательными при выборе объекта съемок: не рекомендуется снимать на фото- или видеокамеру правительственные здания и военные сооружения, у местных мужчин надо спрашивать разрешения, прежде чем сделать их снимок, а попытку сфотографировать арабских женщин и вовсе могут приравнять к нападению.

Вновь прибывших туристов предупреждают, что на территории эмирата не стоит носить откровенные наряды. Хотя на улице вас за неуместный по дубайским меркам «прикид» не упрячут в кутузку на первом же шагу, инциденты все же случаются, говорят гиды. Например, если в вагоне метро местной жительнице покажется, что туристка одета чересчур вызывающе, она вызовет секьюрити, и тот может выписать штраф. Еще более скромно иностранцам советуют одеваться в дни священного месяца Рамадана. В это время днем в общественных местах не принято есть и пить (даже воду или сок). За неуважение к религиозным чувствам мусульман «неверного» может остановить полиция.

Несмотря на все условности Дубай считается эмиратом с менее строгими порядками, нежели соседняя Шарджа. На ее территории, например, запрещено появляться на общественных пляжах в купальном костюме. Хочешь окунуться в море — иди плавать одетым или выбирай пляж при любом отеле, закрытый для прохожих. Важно заметить, что Арабские Эмираты декларируют свободный доступ всех желающих на частные пляжи при расположенных на первой береговой линии отелях. За вход придется заплатить, но взамен вы получите напрокат пляжное полотенце и право пользоваться всей пляжной инфраструктурой.

Транспорт

Торговля, бизнес и туризм — три кита дубайской экономики — немыслимы без коммуникационных связей, в том числе без развитой транспортной системы. Дубай славится на сегодняшний день самым крупным в ОАЭ международным аэропортом Dubai, базой национального авиаперевозчика The Emirates, но его одного оказалось недостаточно для нужд города. Поэтому в 2010 году часть его пассажиро- и грузопотока взяла на себя первая очередь второго международного аэропорта Al Maktoum. Находиться на вторых ролях ему осталось недолго. Уже к 2015 году власти эмирата планируют, что новый авиатранспортный узел заработает на полную мощность, тогда его пропускная способность составит 160 млн пассажиров в год и 12–14 млн тонн грузов в год. Это позволит аэропорту Al Maktoum стать крупнейшим в мире.

Удобным, распространенным и сравнительно доступным видом транспорта в Дубае считается муниципальное такси. Все машины — просторные Toyota Camry и Hyundai Sonata NF узнаваемого бежевого цвета с разноцветными крышами — оборудованы таксометрами. Хорошо развита в Дубае и автобусная сеть, остановки — изящные стеклянные павильоны (никакого сравнения с нашими грязными «скворечниками» в обрывках объявлений), причем часть из них кондиционирована.

Транспортная развязка в деловом центре Дубая Монорельс в Дубае

Начиная с 2009 года значительную часть пассажиропотока принял на себя метрополитен Дубая (Dubaimetro). Привычные к темноватым бункерам отечественной подземки россияне только диву даются, попадая в мир почти что космических технологий. И есть отчего — все без исключения станции блистают стеклом, мрамором и полированной сталью, снабжены лифтами и эскалаторами, по переходам пассажиры перемещаются на траволаторах. Поезда метро курсируют в основном по виадукам, только в центре города спускаясь под землю. Поначалу трудно поверить собственным глазам, когда видишь, что в головном вагоне кабина машиниста как таковая отсутствует. Действительно, шестивагонные составы движутся в полностью автоматическом режиме без ручного управления.

На всех станциях метро, переходах и в поездах царит приятная прохлада, неважно, сколько градусов при этом на улице. Кондиционеры зимой и летом поддерживают температуру воздуха на уровне 20 °C. Удовольствие от поездки на плавном бесшумном поезде, словно летящем над землей, удваивается, когда за окном проносятся эффектные городские панорамы — с высоты надземной линии метро обзор лучше, чем из окон автомобиля. Система платы за проезд в метро Дубая тоже отличается от принятой в России схемы: пассажир сканирует проездной не только на входе, но и на выходе из метро, и с него удерживают сумму, соразмерную проделанному расстоянию.

В 2009 году состоялось еще одно значимое событие в сфере пассажирских перевозок Дубая — на искусственном острове Jumeira Palm заработала монорельсовая дорога протяженностью 5,45 км, первая на Ближнем Востоке. Ее поезда курсируют по «стволу пальмы» и возят пассажиров между 4 станциями. Особенно популярен короткий маршрут среди туристов: оканчивающаяся у отеля Atlantis дорога проходит над землей, и с высоты хорошо видно, как устроены и чем застроены «пальмовые» жилые кварталы.

Весь он в чем-то арабском…

Несмотря на засилье лишенной ярко выраженных культурных черт сверхуниверсальной, стерильной и выхолощенной небоскребной архитектуры, общей для Востока и Запада, Европы и Азии, в облике многих дубайских многоэтажек сквозят еле уловимые ненавязчивые национальные детали: мотив затейливой арабской вязи или характерные персидские орнаменты наравне с дизайном вездесущих мечетей часто встречаются в отделке жилых и общественных зданий.
Нижние этажи многоэтажного дома обычно занимают паркинги. В Дубае нет санитарных норм, запрещающих парковать автомобили в несколько этажей в непосредственной близости к жилью, так как топливо здесь исключительно качественное, к тому же в теплом климате нет нужды долго греть двигатель перед выездом на работу. Поэтому нижнюю часть высотного жилого здания частенько оформляет резная решетка — так декорируют окна парковки.

Это в нашей стране до сих пор бытует мнение: негоже светским зданиям возноситься выше маковок церквей. Арабам, которые издавали указы о городской застройке, неведомы русские суеверия. Минареты давно уже не в силах тягаться с подпирающими небо высотками. Зато каждый уважающий себя торговый или деловой центр, а госучреждение и подавно, располагает специальными комнатами для молитв. Земная суета даже правоверным мусульманам не позволяет пренебрегать служебными обязанностями или интересами бизнеса, так что, как только раздается протяжный запев муэдзина, усиленный мощными динамиками, чтобы пробиться сквозь упругий и неподатливый от автомобильного гула и речи на всех языках мира городской воздух, мужчины в белых и женщины в черных свободных одеждах степенно стекаются в Prayer room.

Рукотворные «пальмы» Дубая

Даже тот, кто Эмиратами не интересовался, без особых раздумий назовет яркую и оригинальную черту застройки Дубая. Береговую линию здесь можно и модно продлять за счет искусственных насыпных островов. Затейливые очертания задуманы не только красоты ради — длина береговой линии острова-пальмы в 12 раз больше, чем у такого же по площади круглого острова. После ошеломляющего успеха «первого блина» — полностью застроенного к настоящему моменту острова Palm Jumeira, где участки и жилье в основном раскуплены, — настал черед других технологически идентичных проектов. Уже подготовлено основание «пальмы» Jebel Ali, «растущей» в 5 км от порта-тезки, ближе к одноименному району Дубая сооружается третий остров искусственного архипелага — Deira.

Роскошные виллы и курортные зоны высококлассных отелей — вот чем проект Palm Jumeira привлекает состоятельных инвесторов. В предложениях агентств недвижимости цены на виллы пальмового острова начинаются примерно от 1,5 млн долларов — за эту сумму можно приобрести 2-этажный отдельно стоящий домик площадью 350 кв. м с 3 спальнями на одной из улиц-«ветвей», таунхаусы в этом районе стоят подешевле. А за вдвое большую сумму вам предложат жилье более высокого класса — например виллу площадью 550 кв. м с 5 спальнями и домиком для прислуги, садом, бассейном и частным пляжем за 3,3 млн долларов.

Прямая дорога в Дубай открывается всем господам-толстосумам с претензией на мировое господство. К их услугам The World — строящийся архипелаг из 300 искусственных островов площадью от 14000 до 42000 кв. м на расстоянии 4 км от побережья Дубая. Своей формой архипелаг повторяет континенты и материки земного шара. Удобная возможность восстановить историческую справедливость — японский бизнесмен наверняка не откажется скупить оптом «Курильские острова», а россиянин охотно оформит права на «Аляску». Шутка шуткой, а реальные покупатели ведут себя скромнее, несмотря на свое совершенно нескромное материальное положение: британский миллиардер, владелец авиакомпании Virgin сэр Ричард Брэнсон приобрел «Великобританию», а бизнесмен, директор строительной компании Zhongzhou International Holding Group господин Бин Ху за 28 млн долларов стал владельцем острова «Шанхай» площадью 3 га.

Дубай

Самые-самые

Только в превосходной степени принято говорить о прославленных брендах Дубая, в том числе Burj Khalifa. Построенное в 2010 году самое высокое здание в мире (828 м высотой) видно почти из любой точки города. У его подножия расположился самый крупный торговый центр эмирата — Dubai Mall, где под одной крышей собрано 1200 бутиков, от самых демократичных до люксовых. Покупки здесь далеко не единственное развлечение: тут тебе и стандарные фудкорты-кинотеатры, и гигантский аквариум, и ежевечерняя достопримечательность — знаменитые «поющие» на разные мелодии фонтаны под окнами «Бурж Халифы». Кстати, и здесь проявилась свойственная Дубаю гигантомания — водяные струи поднимаются на высоту до 150 м, это один из самых высоких фонтанов в мире. А вот до последнего, 160-го, этажа башни доезжают далеко не все лифты — только служебный. Жильцы пентхаусов добираются до своей квартиры с пересадками. Хорошо, что долго ждать не приходится, — лифты (всего их 57) здесь тоже «самые-самые», возят пассажиров со скоростью 18 м/с (до смотровой площадки на 124 этаже лифт добирается меньше минуты). Для сравнения, в Красноярске это предельная разрешенная скорость для передвижения на автомобиле в горизонтальной плоскости, то есть по городским дорогам.

Больше поводов для сравнения арабского мегаполиса с нашим городом на ум не приходит. Кроме нефти наш край обладает еще и лесными ресурсами, и значительным туристическим потенциалом, а главное — богатейшими запасами пресной воды, которую мы не только пьем, но и используем в производстве электроэнергии, в сельском хозяйстве и даже в транспортных целях. Для сравнения, в Эмиратах богатым человеком считается не тот, у кого есть дом, а тот, кто может себе позволить разбить у дома сад. Необходимая для полива вода в этой стране — роскошь, ведь естественные источники живительной влаги ОАЭ давно исчерпаны, теперь питьевую воду производят из морской на опреснительных заводах. Однако при всех условиях того уровня развития, которого скромная страна Персидского залива, превосходящая наш регион только более комфортным климатом, добилась за несколько десятков лет, в обозримом будущем нам не видать.

Зоя Зимина